Результаты совещания по вопросам поддержки фэшн-индустрии Москвы

Результаты совещания по вопросам поддержки фэшн-индустрии Москвы

1 февраля 2018 года в Цифровом деловом пространстве прошло расширенное совещание по вопросам поддержки фэшн-индустрии Москвы. Организаторы совещания: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Агентство инноваций города Москвы, ГБУ «Малый бизнес Москвы» при поддержке Московской торгово-промышленной палаты.

Участники:

  • На мероприятие зарегистрировалось 905 человек. Регистрация производилась онлайн через систему Timepad и портал iMoscow.
  • Непосредственно на мероприятии зарегистрировались 314 человек.
  • В ходе проведения совещания отправлено более 1000 предложений об установлении контактов.
  • Мероприятие проходило в формате пленарного совещания с продолжением обсуждений в тематических группах.

В ходе пленарного заседания участниками совещания были озвучены ограничения, которые сдерживают развитие фэшн-индустрии Москвы:

Производство:

  • Малая швейная промышленность самостоятельно вышла из кризиса, в настоящее время достаточно мощностей по пошиву одежды, если говорить о мелких сериях. Однако стоимость производства таких коллекций является очень высокой, и в результате снижается конкурентоспособность российских брендов.
  • Существующие качественные производства ориентированы на крупные тиражи. Есть возможность найти цех для производства с партией от 50-100 единиц на экземпляр, но найти на начальном этапе развития бренда производство, которое шьёт до 50 экземпляров по доступной цене на сегодняшний день очень сложно. Для того, чтобы сделать прототипы, очень часто нужно сделать предоплату стоимости всего тиража.
  • Для начинающего дизайнера открытие своего собственного производства требует значительного объема инвестиций на оборудование, сотрудников, в то время как срок окупаемости при успешном развитии бренда составит не менее 8 лет.
  • Нет системы консолидации заказов на производство. Дизайнеры размещают маленькие коллекции на пошив, зачастую распределяя свои коллекции по разным пошивочными цехам и разным производителям. В итоге отдельные предприятия и малые цеха, которые шьют индивидуальную, дизайнерскую одежду, испытывают проблемы при поддержании собственного бизнеса и удержания у себя высококлассных специалистов, ввиду нерегулярности такого рода заказов.

Ткани и фурнитура:

  • Отсутствие в России производства высококачественных инновационных тканей, более 90% тканей, используемых дизайнерами, импортируется, преимущественно из Италии и КНР. Как результат: очень сложная логистика, таможенные риски, высокая себестоимость.

Налоги:

  • На начальных этапах развития бренда молодым дизайнером, высокие налоги препятствуют развитию собственного производства, наращиванию коллектива, накоплению оборотных средств для развития будущих коллекций.

Доступ к финансированию:

  • Есть проблема с финансированием молодых дизайнеров — им сложно найти источники финансирования на первую коллекцию.

Арендные ставки:

  • Высокие арендные ставки отмечены как системная проблема города Москвы. Коллекция в магазинах увеличивается в стоимости в 2,5 раза, в результате чего она переходит в другой ценовой сегмент. Кратковременные субсидии на шоу-румы можно рассматривать как временное решение проблемы, так как для дизайнеров с небольшим производством, аренда станет одним из ключевых пунктов расходов, даже при спонсировании производства.

Связь с байерами:

  • Высокая степень разрозненности существующих в Москве шоу-румов, часть из которых расположены в очень отдалённых районах , что затрудняет доступ к ним как местных байеров, так и зарубежных.

Бизнес-навыки:

  • Дизайнеры слабо подготовлены в плане маркетинга и работы в формате бизнеса. В вузах даются навыки дизайна одежды и базовых технологий, но нет навыков продажи продукции, вывода бренда на рынок.
  • Есть проблема нехватки юридических знаний у дизайнеров, низкой осведомленности о том, как защитить свои права.

Подготовка кадров:

  • Острая нехватка технологов, которые играют ключевую роль для перехода от творческой идеи к коммерческому бренду. Даже при разработке оригинальной коллекции дизайнером, необходима консультация и работа технолога, иначе даже коллекция остается на уровне идеи.
  • Наблюдается низкий интерес к среднему техническому образованию, который часто можно объяснить низкой осведомлённостью абитуриентов. В Москве широкий спектр предложений в области среднего специального и технического образования, но информационное освещение его крайне низкое. Как отметил, один из участников, в институты среднего специального образования сейчас много приходят людей за прикладными навыками, которые уже закончили высшее, например, театральные художники, конструкторы, модельеры, не рассматривавшие данный сегмент до начала практической работы.
  • Российские студенты и молодые дизайнеры не имеют возможность познакомиться с мировыми трендами и подходами, так как нет стипендий для российских студентов для обучения и стажировок за рубежом.

Коммуникация между членами сообщества:

  • Есть потребность в площадке для коммуникации. В ходе совещания с были рассмотрены различные стороны проблемы, основной упор делался на:
  • а) отсутствие комплексной информации о производителях;
  • б) отсутствие базы дизайнеров;
  • в) проблема поиска учебных заведений.
  • Необходима платформа для коммуникации между участниками индустрии.

Также в ходе обсуждения участниками совещания были предложены возможные подходы к решению озвученных проблем:

Налоги/таможня:

  • В качестве возможных мер стимулирования развития индустрии были названы беспошлинный ввоз тканей или снижение таможенных ставок, отмена или снижение торгового сбора для дизайнеров в Москве, снижение налоговых ставок на городском уровне и/или введение налоговых льгот, льготные арендные ставки для представителей фэшн-индустрии.

Инфраструктура:

  • Создание центров коллективного пользования дорогостоящим оборудованием. В России действует много представительств иностранных фирм, поставляющих высокотехнологичное оборудование. Для них на льготных условиях можно предоставить площадки, где было бы представлено их оборудование: демонстрационный зал и обучающие специалисты, причем дизайнеры могли бы опробовать это оборудование, так как не все дизайнеры имеют представление о передовом оборудовании и его преимуществах. Для этих представительств компаний это будет выгодно с точки зрения демонстрации продукции потенциальным заказчикам, а для молодых дизайнеров необходимо обеспечить льготные условия доступа к этому оборудованию.

Вывод бренда на рынок/продажи:

  • Возможным решением могло бы стать создание в Москве ритейл проектов типа фэшн-стрит или фэшн-сити по принципу аутлета для молодых дизайнеров. Необходимо создать интересное наполненное событиями фэшн-пространство, где будут и показы, и презентации, и прочее.
  • Московское правительство могло бы создать определённые площадки в центре Москвы, которые будут представлять дизайнеров и представителей модной индустрии. При этом нужно обеспечить льготные ставки, как, например, в Таллинне или Грузии, там это практически бесплатные центры.
  • Москва могла бы предоставить площадки за какой-то процент от продаж, либо с какой-то фиксированной ставкой, чтобы бренд смог протестировать свой продукт. Любому производителю, маленькому, большому нужен ответ аудитории, чтобы понимать, что именно будет продаваться. Для дизайнеров из Москвы город мог бы предоставить площадки по типу сегментированных универмагов, то есть, по конкретной целевой аудитории, то это дало бы отличный старт для большого количества брендов.
  • Возможно привлечение опытных бизнесменов, готовых создать сеть крупных мультибрендовых магазинов с размещением продукции российских дизайнеров.
  • Обязательные условия: льготные условия размещения продукции; использование площадей города Москвы; количество площадок 7-8; расположение в местах с большим туристическим потоком; хорошая транспортная доступность; возможность парковки.
  • В качество одного из возможных решений было предложено создать мультибрендовую торговую интернет-площадку по примеру «Lamoda» и «Wildberries» при поддержке Правительства Москвы. В качестве обязательных условий работы площадки были названы: низкая стоимость входа; возможность для дизайнеров продавать продукцию без наценок торговых сетей.
  • Дополнительно было предложено проработать возможность создания телевизионной программы при поддержке Правительства Москвы, которая будет рассказывать о российских дизайнерах, событиях в мире фэшн-индустрии, демонстрировать продукцию (например, на телеканале «Москва 24»).

Связь дизайнеров с производством:

  • Нужна база производителей, для того, чтобы дизайнер мог разослать заказ на производство, собрать коммерческие предложения и выбрать лучшего поставщика, в том числе на основании отзывов и цены.
  • При разработке мер поддержки очень важно сегментирование. На совещании говорили о трикотаже, об одежде, оптике. Для каждого из этих сегментов важно найти свой подход к управлению производством.

Связь дизайнеров с байерами:

  • Необходимо предоставить дизайнерам, как начинающим, так и зарекомендовавшим себя на рынке, возможность участвовать на выставках, таких как CPM, Рослегпром, Неделях моды. Необходимо субсидировать участие в них, а также обеспечить расширение существующих форматов и создание новых.
  • Важно создание демонстрационной площадки. В мировой практике шоу-румы представляют собой профессиональные площадки, в то время как в Москве они рассматриваются исключительно как магазины В этой связи при создании профессионального шоу-рума, то важно привлечение не только дизайнеров, но и байеров, то есть обеспечить интерес последних к данной площадке, чтобы шоу-рум в Москве стал одной из «остановок», наряду с Миланом и Парижем.

Компетенции:

  • Дизайнеру необходимо понимать процессы дизайна и производства, в то время как контрагенты-предприниматели могут заниматься открытием бизнеса, предприятий, бутиков в торговом центре, и т.д. Необходимы, в первую очередь, компании, которые берут «под крыло» дизайнеров. Например, в Европе существует практика, когда крупные компании просто интегрируют молодых креативных дизайнеров в свои производственные и бизнес-процессы.
  • Очень важно выстроить систему бизнес образования, обучения маркетингу в индустрии моды и т.д. Это абсолютно специфический сегмент, в индустрии нужны не только дизайнеры, но также и люди, которые умеют заниматься этим бизнесом.

В ходе обсуждений в группах были озвучены дополнительные предложения.

После пленарного заседания участникам было предложено остаться и продолжить работу в группах по пяти направлениям:

  • Поддержка молодых дизайнеров, запускающих новые бренды;
  • Масштабирование существующих предпринимательских проектов в области фэшн;
  • Обеспечение фэшн-индустрии необходимыми кадрами;
  • Международные события в Москве, продвигающие московские бренды;
  • Продвижение московских брендов за рубежом.

В рамках обсуждений в рабочих группах были более детально проработаны следующие предложения.

Касательно продвижения московских брендов в СМИ участники предложили рассмотреть в качестве возможных решений:

  • продвижение на телеканалах в формате предоставления одежды от начинающих дизайнеров ведущим новостей и телепрограмм, и упоминания об этом;
  • предоставление городских рекламных площадей начинающим дизайнерам на льготных условиях.
  • По вопросу включение московских дизайнеров в городские выставочные и ярмарочные мероприятия в Москве участниками группы были озвучены следующие дополнения:
  • субсидировать участие в выставках и показах, поскольку основным препятствием для начинающих дизайнеров является высокая цена за участие;
  • организовывать более строгий отбор зрителей модных показов (Moscow Fashion Week и т. д.), чтобы обеспечить фокус на байерах, представителях торговых площадок и крупных брендов.

Касательно высоких ставок аренды участники предложили рассмотреть возможность:

  • создание специализированной городской площадки с шоу-румами для фэшн-дизайнеров;
  • обязательными условиями работы такой площадки были названы:
  • льготные условия размещения продукции;
  • расположение площадки в центре Москвы;
  • расположение с учетом высокого туристического потока;
  • возможность создания больших имиджевых витрин (пример – ГУМ);
  • хорошая транспортная доступность;
  • отдельно было отмечено, что технопарки не подойдут в качестве мест размещения демонстрационных площадок (шоурумов) по причине удалённости своего расположения от центра города.

По вопросу создания онлайн-площадки для взаимодействия участников отрасли и для размещения заказов дизайнеров на швейных производствах, рейтингования производств участниками группы были озвучены следующие дополнения:

  • онлайн площадка должна быть максимально широкой с точки зрения содержания и включать также информацию о самих дизайнерах, байерах, профильных СМИ, маркетологах, юристах, специализированных учебных заведениях, а также допускать возможность коммуникации между участниками (по принципу социальной сети).
  • По вопросу организации специальных мероприятий/событийных площадок для начинающих московских дизайнеров участниками группы были озвучены следующие дополнения: фэшн-ярмарки с невысокой арендной платой и высокой проходимостью;
  • конкурс для молодых дизайнеров с бесплатным участием, строгим отбором (в состав комиссии должны входить, главным образом, инвесторы и крупные бренды, которые в дальнейшем готовы продвигать отобранных дизайнеров) и дальнейшей поддержкой победителей.

По вопросу создания центра коллективного пользования (доступ к оборудованию и услугам прототипирования) в области фэшн были участниками группы были озвучены следующие дополнения:

  • наиболее важным требованием является низкая цена (либо бесплатный доступ), доступная для начинающих дизайнеров и студентов;
  • важным требованием является ориентированность площадки на коммуникацию между представителями различных специальностей фэшн-индустрии, установление контактов и формирование команд через проведение обучающих мероприятий, обсуждений, мастер-классов и т. д.;
  • требуется также возможность для дизайнеров знакомиться с потенциальными инвесторами, готовыми продвигать дизайнера в дальнейшем (инвесторы могут входить в состав комиссии, отбирающей дизайнеров для предоставления льготного доступа к площадке, также могут быть организованы специальные показы для инвесторов);

По вопросу нехватки у начинающих дизайнеров навыков построения коммерческого бренда / запуска производства участниками группы были озвучены следующие дополнения:

  • большинство участников группы отметили, что видят задачу скорее в фокусе на формировании компетентной команды

По вопросу запуска акселерационной программы для превращения фэшн-проектов в действующий бизнес и консультационные услуги для дизайнеров по выстраиванию технологических и бизнес процессов участниками группы были озвучены следующие дополнения:

  • основной задачей программы должно стать обеспечение коммуникации дизайнера с разнопрофильными представителями экосистемы для формирования команды и вывода бренда на рынок как коммерческого проекта.

В части продвижения на экспорт московских брендов участники совещания отметили следующее:

  • необходимо выбрать перспективные направления и сегменты упор целесообразно делать на уже успешные направления (Contemporary, Young fashion, Lux)
  • необходимо сделать отбор 5-10 «ледокольных» успешных брендов (для этого рекомендуется создать независимую комиссию из дизайнеров, байеров, журналистов)
  • в Москве нужно создать «опорный» шоу-рум и организовать программу визитов международных байеров, журналистов, инвесторов в Москву («experience tours»)

 

Презентация А.А. Фурсина
Презентация А.И. Парабучева

Поделиться