Fashion-индустрия встречает 2020 год в состоянии полной боевой готовности

Мировая экономика находится под давлением, а политическая и геополитическая нестабильность осложняет перспективы развития fashion-индустрии в 2020 году.

Руководители компаний в различных отраслях настроены все более пессимистично, а центральные банки по всему миру ослабляют денежно-кредитную политику. На этом мрачном фоне мода уже столкнулась с серьезными проблемами, решение которые требует массированных инвестиций в то время, как доходы бизнеса потенциально находятся под угрозой.

В 2020 году участникам рынка необходимо будет обеспечить надлежащую устойчивость: повышение производительности, создание операционной гибкости, цифровизация там, где она целесообразна, продажа непрофильных активов для освобождения денежных средств, а также тщательный мониторинг и управление широким спектром рисков.

Неудивительно, что 55% респондентов ежегодного опроса руководителей BoF-McKinsey ожидают ухудшения условий для отрасли в следующем году, что значительно выше, чем 42% в 2018 году.

Торговая напряженность и Brexit продолжают создавать значительную неопределенность и снижают темпы роста. Торговая война между США и Китаем привела к тому, что на импортные товары между двумя странами были наложены тарифы на миллиарды долларов, что имело серьезные последствия для всего мира. В июле МВФ заявил, что снижение напряженности в торговле и устранение неопределенности вокруг торговых соглашений является жизненно важной частью укрепления глобального роста.

Каждый регион сталкивается со своими проблемами. Сектор услуг Великобритании сократился в сентябре, в то время как годовой объем производства немецкой экономики был самым низким за последние шесть лет. Между тем, рост ВВП Китая замедлился до 6% в третьем квартале этого года, а сентябрьские показатели экспорта были на 3,2% ниже, чем годом ранее. В США рост сектора услуг достиг трехлетнего минимума в начале октября, и впервые с момента финансового кризиса доходность краткосрочных облигаций США перебила доходность долгосрочных облигаций в августе, что является индикатором рецессии, свидетельствующим о том, что инвесторы борются за более безопасные активы. Экспорт Японии падает каждый месяц с начала года, правительство Бразилии сократило вдвое свой прогноз роста на 2019 год до 0,8%, а экономика Индии растет самыми медленными темпами за последние шесть лет.

Столкнувшись с этим глобальным спадом, центральные банки по всему миру снижают процентные ставки. Европейский Центральный банк объявил о своем самом большом пакете мер по реанимации экономики за три года. В Китае Народный банк в третий раз сократил норматив резервных требований (сумма, которую кредиторы должны удерживать на своих балансах) в попытке простимулировать рост.

Политические потрясения по всему миру: от Латинской Америки до Азии – лишь добавляют неопределенности и пессимизма. Продолжительные протесты в Гонконг и напряженная ситуация на Ближнем Востоке имеют значительное влияние на мировую экономику.

Индустрия моды должна решать эти проблемы одновременно с теми, которые зреют внутри ее самой. Призывы к устойчивому развитию подталкивают многих к переосмыслению бизнеса. Покупательский спрос на новые услуги заставляют продавцов инвестировать свои средства даже в те сферы, которые они не до конца понимают. Это связано с тем, что сегодня главный клиент fashion-индустрии – это поколение Z.

Учитывая тревожные перспективы модные компании предпринимают шаги, чтобы стать более устойчивыми к кризису. Первый шаг заключается в разработке глубокого понимания рисков, с которыми они могут столкнуться: от внешних угроз (например, перебои в цепочке поставок, торговые споры) до стратегических просчетов. Влияние, вероятность и приоритетность этих рисков будут меняться с течением времени, поэтому бизнес должен держать руку на пульсе.

В течение всего следующего года fashion-индустрия должна будет находиться в состоянии полной боевой готовности. Поэтому самые дальновидные игроки рынка уже разработали план действий по обеспечению устойчивости. Это, скорее всего, планы, связанные с повышением производительности при обеспечении эксплуатационной гибкости (например, использование переменных контрактов и более разнообразных источников поставок), четкий подход к цифровизации и финансовая гибкость. Данные меры ведут к логичному избавлению от непрофильных и недостаточно эффективных активов с целью получения свободных наличных денег на случай необходимости быстро инвестировать в развитие. Принципиально важным будет усиление кадрового состава компаний, которое сможет принимать быстрые и эффективные решения на фоне высокой степени неопределенности.