МОДА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

МОДА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Индустрию моды очень любят за ее креативность, стиль и способность как культурного и социального барометра отражать изменения в мире через меняющиеся силуэты одежды и тенденции. За это мы поклоняемся ей. Тем не менее, индустрия моды является одной из самых загрязняющих отраслей в мире, наносящей серьезный ущерб не только окружающей среде, но и отдельным частям планеты, и целым народам. Поэтому мы опасаемся негативного эффекта, производимого индустрией моды.

В последние годы влияние индустрии моды на окружающую среду возросло до драматического уровня. Это связано с тем, что с появлением так называемой быстрой моды – процесса производства одежды как можно скорее, дешевле и, как правило, с более низким качеством – цикл производства одежды ускорился до такой степени, что потребители могут совершать покупки до тех пор, пока не истощатся их собственные и природные ресурсы.

На первый взгляд, быстрая мода может показаться отличным решением для всей индустрии, поскольку при таких низких ценах каждый может наслаждаться изменением тенденций без значительного ущерба для своего кошелька. Тем не менее, эти быстрые циклы производства и потребления моды приводят к разрушению, включая увеличение текстильных отходов, от производства и потребления до утилизации. Кроме того, в модной и текстильной промышленности используется большое количество воды, энергии, химикатов и сырья по всей цепочке поставок, поэтому затраты природных ресурсов Земли увеличивается. Что еще хуже, во время производства одежды значительное количество химических загрязнителей, углекислого газа и других токсичных веществ попадают в воду, почву и воздух.

Однако негативное воздействие индустрии моды на окружающую среду не заканчивается в момент, когда одежда красиво развешивается в розничном магазине, покупается и затем распаковывается потребителем дома. Оно продолжается на этапе использования одежды, так как потребитель стирает, сушит, гладит и чистит свою одежду, а затем, как правило, выбрасывает ее на свалку, вместо того, чтобы повторно ее использовать или переработать.

Но, несмотря на все эти сложные проблемы, мы верим в позитивную силу моды! Устойчивая мода может быть нормой, а не нишей в индустрии. В этой статье я хочу посвятить вас в процесс производства и научить использовать одежду в соответствии с идеями устойчивого дизайна, чтобы вместе сделать устойчивую моду нормой!

Модная и текстильная промышленности создают текстильные отходы в процессе производства и потребления. В настоящее время текстильные отходы становятся серьезной экологической проблемой из-за их огромного количества. С развитием быстрой моды увеличиваются темпы производства, что в свою очередь влияет на образование огромного количества текстильных отходов. Во всем мире текстильные отходы поступают с фабрик, а также попадают на свалки из шкафов потребителя. К сожалению, темпы извлечения текстиля для переработки остаются относительно низкими, несмотря на то, что текстиль считается почти на 100 процентов пригодным для повторного использования или переработки.

Вот некоторые статистические данные, которые помогут вам сократить отходы текстильной промышленности.

Погрузимся глубже в проблемы образования текстильных отходов:

  • В Китае общегодовое производство текстильных отходов оценивается в более чем 26 миллионов тонн. Рынок утилизации подержанной одежды имеет огромный потенциал; максимальный доход может достигать 60 миллиардов юаней (согласно сведениям Китайской ассоциации комплексного использования ресурсов, 2013).
  • В Гонконге примерно 106 945 тонн текстиля, собранного муниципалитетом, было отправлено на свалки в 2012 году (по данным Агентства по охране окружающей среды Гонконга, 2013).
  • В Великобритании, по оценкам экспертов, ежегодно на свалку отправляется от 0,8 до 1 миллиона тонн всего текстиля (WRAP Textile Flow & Market Opportunities Report, 2013).
  • В Великобритании на свалку отправляется примерно 350 000 тонн подержанной одежды, стоимость которой оценивается в 140 миллионов фунтов стерлингов (WRAP Valuing Our Clothes, 2012). Хорошая новость заключается в том, что проблема сокращения текстильных отходов все чаще находится в центре внимания правительства, частного сектора, неправительственных организаций и модных дизайнеров по всему миру. Это отчасти объясняется тем, что пространство для захоронения отходов достаточно ограниченно по своей территории, в связи с чем возрастает потребность в переработке, а также в передовых системах управления отходами, расширяются технические ноу-хау и меняются настроения дизайнеров и потребителей, которые делают переработку текстиля более экологически и экономически привлекательной.

Модная и текстильная промышленность используют огромное количество природных ресурсов – воду, нефть и землю на протяжении всего своего жизненного цикла, от производства волокон, фабричного производства, распределения, потребительского использования (это мытье, сушка, глажка и химчистка) одежды до окончания срока службы одежды.

Вот некоторые статистические данные, которые пробудят в вас желание, чтобы новые природные ресурсы были в изобилии и легком доступе:

  • По оценкам экспертов, мировая текстильная промышленность использует 378 миллиардов литров воды в год (Клэй Дж. «Мировое сельское хозяйство и окружающая среда: гид по товарам для внедрения на практике», 2004 г.)
  • По оценкам Всемирного банка, окрашивание и обработка текстиля составляет до 17-20 процентов от общего загрязнения промышленных вод (Всемирный банк, 2011г.)
  • Модная и текстильная промышленность являются одними из основных потребителей энергии в мире, и потребление топлива на текстильных фабриках практически прямо пропорционально количеству воды, используемой фабриками (Индийский журнал Исследований ткани и волокна, том 37, июнь 2012 г.)
  • Природные ресурсы, которые ежегодно используются для производства волокна, требуют примерно 132 миллион тонн угля и от 6 до 9 триллионов литров воды (Рупп, Юрг, «Экология и экономика в отделке текстиля», Textile World, ноябрь / декабрь 2008 г.)

  • Хлопок составляет 82,5 процента всех натуральных волокон, используемых в текстильной промышленности. (EST / FAO и ICAC, 2010)
  • Выращивание хлопка зависит от большого потребления пресной воды, и для производства одной футболки, может потребоваться около 2700 литров воды (WWF, 2013)
  • На синтетические волокна приходится 60 процентов мирового спроса. Эти волокна производятся из нефти – невозобновляемого природного ресурса (мировое потребительское исследование потребления волокон, 2013 г.)
  • 1 триллион киловатт-часов каждый год используется мировой текстильной промышленностью, что составляет 10 процентов от общего воздействия углерода на окружающую среду (Доклад о состоянии рынка экологичных текстильных изделий на текстильной бирже за 2010 год)
  • Процесс окрашивания текстиля очень расточительный: для окрашивания 1 кг. текстиля может потребоваться от 70 до 150 литров воды (Chakraborty et al., 2005; Babu et al, 2007)

Однако, хорошая новость заключается в том, что потребительский спрос начинает меняться, большее внимание обращается на товары, которые в меньшей степени зависят от природных ресурсов. Дизайнеры должны все чаще реагировать на это, чтобы стать частью рынка.

Модная и текстильная промышленность используют и выпускают широкий спектр химикатов на разных этапах жизненного цикла продукта, что представляет опасность в виду отсутствия рациональных средств очистки и создает серьезную угрозу для нашей среды обитания. Текстильное производство является основным источником загрязнения окружающей среды из-за высоких выбросов парниковых газов и загрязнения воздуха и пресной воды. Кроме того, в современных глобальных цепочках поставок модной одежды повсеместная перевозка одежды и текстиля ведет к увеличению загрязнения. Но и на этом история не заканчивается, потому что химические вещества продолжают поступать в систему водоснабжения, когда потребители стирают или сдают свою одежду в химчистку.

Вот некоторые статистические данные, которые говорят о том, что нужно опасаться загрязнения воздуха:

  • Углеродный след одной футболки оценивается примерно в 15 кг. Это означает, что углеродный след футболки примерно в 20 раз превышает ее собственный вес (Carbon Trust, Работа с обычной одеждой: углеродный след продукта на практике, 2011 г.)
  • Приблизительно 8000 различных синтетических химикатов используются во всем мире для превращения сырья в текстиль, многие из которых могут поступать в пресноводные системы (Earth Pledge)
  • Многие промышленные химикаты, такие как азотные красители, фалаты, нонилфенолы и этоксилаты (NPE), являются стойкими биоаккумулирующими химикатами. Они могут быть токсичными для водной среды, поскольку могут накапливаться в отложениях или в водной среде, и затем могут проходить через пищевую цепь, в том числе и пищевую цепочку людей. (Токсичные нити Гринпис, 2012)
  • Традиционно выращенный хлопок использует больше пестицидов, чем любая другая отдельная культура. Хлопок использует 10 процентов от общего использования пестицидов во всем мире (стоит ошеломляющие 2,6 миллиарда долларов США в год) и почти 25 процентов использования пестицидов во всем мире (Сеть действий против пестицидов).

Однако хорошие новости заключаются в том, что потребители все больше осознают последствия химического загрязнения – как для собственного здоровья, так и для здоровья планеты, – и все больше требуют более экологичного подхода в применении химии. Модному дизайнеру стоит задуматься о применении химикатов.

 

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОКРАТИТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?

Некоторые из этих проблем могут показаться огромными, но не расстраивайтесь. Мы считаем, что мода может быть более экологичной, а люди, участвующие в цепочке поставок, могут получать справедливое вознаграждение. Но для создания этого положительного эффекта жизненно важно переосмыслить то, как создается дизайн, добываются ресурсы, работает производство, потребляется и распределяется одежда.

Дизайнеры в моде вдохновляют, потому что у них есть мощное средство, которое может изменить отрасль. Дизайнеры являются источником вдохновения для каждой создаваемой модели, а этичность и экологичность продукта зависит, в конечном итоге, от них самих. Исследователи обнаружили, что влияние дизайнеров на экологические и экономические затраты на продукт составляет 80-90 процентов. Это хорошая новость, потому что мы можем оказать положительное влияние на индустрию моды, путем поиска и подбора материала, использования различных техник дизайна и выбора места производства. Мы даже можем влиять на  клиентов на этапе использования одежды, а также на конечные методы ее утилизации. В этом наша сила!

 

КАК ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЮ СИЛУ?

  1. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ И ВДОХНОВЛЯЙТЕСЬ!

Сегодняшние глобальные цепочки поставок порождают у многих потребителей чувство удаленности от производства тех вещей, которые они покупают. Лишь немногие дизайнеры знают о реальной стоимости своих изделий, и многие из них не располагают достаточной информацией о своих продуктах, чтобы отвечать на растущие вопросы своих клиентов. Однако, обладая полной информацией о всем производственном цикле и логистической цепочке, вы можете больше контролировать систему поставок, улучшить сервис обслуживания ваших клиентов и обратную связь с ними.

Поэтому в индустрии моды дизайнерам и не только стоит начать задавать вопросы себе, своим коллегам,  поставщикам и покупателям, чтобы узнать, где, как и кем сделаны разработки. Можно начать смотреть на экологический аспект  собственного производства, который может стать отличным источником вдохновения.

Идеи для вопросов:

  • Какие природные ресурсы необходимы для производства текстиля, который хочется использовать? Как можно максимально использовать эти ресурсы в  коллекциях / бизнесе? (Не забывайте, что мода и текстильное производство требуют большого количества природных ресурсов).

Японская компанияTeijin,  разработала свою революционную технологию переработки ECO CIRCLE ™, чтобы перерабатывать использованную одежду из полиэстера в «новый» переработанный полиэстер, тем самым сокращая потребление бензина. Teijin сотрудничает с такими брендами, как Patagonia и Quiksilver, в целях сокращения отходов полиэфира после потребления и предоставления решений по переработке для отдельных брендов, предлагающих услуги возврата одежды.

  • Какое воздействие оказывает одежда на окружающую среду? Есть ли более экологически чистые альтернативы, которые можно использовать? (Не забывайте, что производство текстиля вредно для окружающей среды из-за загрязнения воды, использования опасных химических веществ и многого другого).
  • Оставит ли создание коллекций брендов огромный углеродный след на стадии производства? Какие технологии доступны для уменьшения воздействия на окружающую среду при обработке одежды? (Не забывайте, что вода – это природный ресурс, который используется в больших количествах при обработке текстиля и одежды).

Американский бренд Levi’s в 2011 году выпустил коллекцию денима Water Less, при создании которой было затрачено минимальное количество воды, используемой в отделке одежды, до 96 процентов для определенной продукции.

Американский бренд Nike разработал Индекс устойчивости материалов (MSI), который является базовым индексом, основанным на оценке жизненного цикла, которая измеряет воздействие на окружающую среду отдельных материалов, таких как нейлон и переработанный полиэстер. Этот онлайн-инструмент используется командой разработчиков Nike, применяется на протяжении всей цепочки поставок и доступен для всех на их веб-сайте.

  • Где произведен  продукт? Каковы экологические последствия выбора фабрики? Можно ли выбрать экологически чистый завод и производственный процесс? (Не забывайте, что широко распространенная тенденция аутсорсинга материалов и производства в развивающиеся страны для снижения затрат на рабочую силу и производство привела к увеличению выбросов углерода из-за более высоких транспортных потребностей).

Американский бренд American Apparel стремится уменьшить загрязнение и выбросы углерода, связанные с их продукцией. У них есть вертикальная производственная линия и линия по распределению в Лос-Анджелесе, которая сводит к минимуму выбросы углекислого газа и предоставляет возможности трудоустройства для рабочей силы сокращающегося местного производства одежды.

  • Много ли потерь связано с производством? Что происходит с этими отходами? Можно ли  использовать их повторно? (Не забывайте, что современное швейное производство приводит к большому количеству текстильных отходов на стадии производства, путем отбора проб ткани, отрезания и шитья, отбора проб одежды и широкого использования судоходства).

Японский бренд товаров для жизни, Muji, который повторно использует отходы хлопчатобумажной пряжи, полученные при их производстве, перерабатывая свои отходы пряжи, а затем создания из них новых продуктов, таких как носки.

  • Как доставляются заказы? Есть ли более безопасный экологичный вариант доставки? Как упакованы продукты? (Не забывайте, что углеродный след от производства модной продукции растет, так как цепочка поставок постоянно расширяется в новые области по всему миру, а также из-за современной культуры покупок в Интернете).

Британская организация Carbon Trust  разработала инструмент для определения углеродного следа, чтобы помочь компаниям его измерить и предоставить рекомендации по его сокращению.

  • Как клиенты стирают и заботятся о своей одежде? Как клиенты распоряжаются  вещами? Что можно сделать, чтобы уменьшить негативное воздействие потребителей на окружающую среду? (Не забывайте, что клиенты создают негативное воздействие на окружающую среду, когда они используют и распоряжаются созданной  продукцией, и можно повлиять на клиентов популяризируя более эффективные методы использования).

Британский дизайнер Стелла Маккартни размещает на веб-сайте своего бренда раздел, посвященный устойчивому развитию, который дает потребителям о том, как сделать свой гардероб более экологичным и уменьшить выбросы углекислого газа.

 

2. ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ДИЗАЙН

Теперь, когда у вас есть некоторое представление о влиянии дизайнеров на жизненный цикл продукта,  нужно подумать о том, какие методы проектирования и сырье можно использовать, чтобы уменьшить воздействие  продукта на окружающую среду. Нужно подумать о методах производства и распространения, о конечных пользователях  продуктов и об окончании срока их службы, поскольку они будут сильно влиять на оказываемое  продуктом воздействие на окружающую среду.

Вот несколько вопросов о дизайне, которые помогут изменить  мышление:

  • Какое экологически чистое сырье доступно для создания fashion проектов? Какие методы проектирования можно использовать, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду? Как будут носить изделия? Как созданные вещи могут дольше оставаться в жизненном цикле? Как можно информировать своих клиентов о том, как ухаживать, стирать, повторно использовать и перерабатывать проекты?

Китайский дизайнер Момо Вангом запустила свою коллекцию «Третья рука», в которой дала новую жизнь ненужной одежде из собственного гардероба и использованному текстилю, чтобы уменьшить необходимость использования вновь произведенных тканей.

Шведский джинсовый бренд Nudie Jeans прикрепляет к заднему карману каждой продаваемой джинсовой модели руководство для потребителей о том, как лучше стирать и использовать ее. Они также предлагают бесплатные услуги по ремонту в своих магазинах и раздают бесплатный комплект для ремонта тем покупателям, которые хотят отремонтировать джинсы своими руками. Все это направлено на то, чтобы продлить срок службы своего продукта и сократить количество отходов и спрос на первичные ресурсы.

Спасибо!

Вдохновиться:

About Наталья Ермакова

Ермакова Наталья 29 лет Instagram: natasha__ermakova Основатель международного консалтингового fashion агенства полного цикла FAST Agency с представительствами в Милане (в рамках Недель моды) и Москве. Сайт: fast.agency Инстаграм: @fastagency Выпустила и продвинула уже более 30 брендов. Агенство активно занимается консалтингом, развитием, полноценным бренд-менеджментом и запуском экологичных стартапов - брендов одежды, обуви и аксессуаров, а также работает с существующими брендами, которым необходима корректировка и развитие. Выпускница курса “Sustainability in luxury fashion” от London college of fashion и KERING. Партнёр международной организации по экологически чистой моде REDRESS. Выпускница курса «Fashion pattern making» в Accademia Italiana. Выпускница курса “Fashion collection development” в Bangkok School of Fashion & Arts. Лектор в fashion школах: Fashion Factory, Metrics.