Диджитализация fashion рынка. Российский Fashion рынок до и после 2020

Совместный отчет Fashion Consulting Group, Яндекса и FashionSnoops.
Вынужденное социальное дистанцирование в 2020 году простимулировало еще большее количество потребителей и брендов к использованию цифровых платформ. Если на начало года аудитория интернет-торговли в России оценивалась в 60–65 млн человек, то карантин обеспечил приток до 15 млн. новых покупателей. 28% пользователей, совершавших покупки одежды, обуви и аксессуаров в интернете в период изоляции, стали лояльней относиться к онлайн-шоппингу. В итоге по разным оценкам аналитиков доля оnline-продаж на фоне сокращения offline торговли может вырасти в этом году до 20-25%.
Продукция fashion сегмента – одна из самых востребованных категорий в online-торговле. После снятия ограничительных мер интерес к категориям fashion-товаров на поиске Яндекса за три летних месяца вырос на 19% по отношению к лету прошлого года.
Если рассматривать e-commerce рынок розничной торговли в целом, на индустрию fashion приходится 23% от всех локальных и 33% от трансграничных online-покупок в России. На данный момент локомотивом продаж являются маркетплейсы и мультибрендовые интернет-магазины, обеспечивая 74% всех продаж в индустрии. Монобрендовые интернет-магазины и продажи через социальные сети занимают 20%. Сервисы объявлений и вторичные продажи в online набирают силу, нарастив долю до 6%.
Помимо тренда на диджитализацию рынка fashion, авторы отчета выделяют еще два, которые определяли курс развития модной индустрии еще до пандемии и значительно усилились в период карантина:
Насыщенный рынок и экономный покупатель
По оценкам FCG, объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2019 году сократился на 3%. Одежда и обувь заняли первое место в списке того, на чем люди экономят в первую очередь, обогнав отдых и развлечения. При этом Россия входит в Топ-10 стран по обеспеченности торговыми площадями и по количеству брендов, представленных в РФ. В среднем по стране на каждую тысячу жителей приходится 127 квадратных метров торговых площадей.
Волна «потребительского патриотизма» и рост количества локальных брендов
По данным Минпромторга, каждый второй россиянин считает, что российское происхождение бренда — это позитивный фактор, влияющий на его решение о покупке. В мультибрендовых магазинах и маркетплейсах растет ассортимент российской продукции как нишевых дизайнерских брендов, так и отечественных марок массмаркета. Например, около 50% товаров, которые продаются на Wildberries, имеют российское происхождение.
Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group: “К моменту начала пандемии российский рынок находился на фазе стагнации потребительского спроса, возникшей на фоне замедления развития экономики, затяжного пятилетнего тренда ослабления курса рубля (на 200% с сентября 2014 г., на 19 % с сентября 2019 г.) и постоянного давления на экономику международных экономических санкций. В то же время пандемия существенно ускорила развитие и внедрение технологий и диджитализацию ритейла.”
“За время социальной изоляции многие бизнесы начали стремительно переходить в online. Мы видим как по поисковым запросам аудитории, так и по активности компаний повышенный интерес к fashion в диджитал – к нам стали больше обращаться по разным вопросам, от организации быстрой доставки до бесплатной настройки рекламы, в частности по модели оплаты за конверсии. Очевидно, что диджитализация, в том числе и fashion индустрии – долгосрочный тренд – компаниям необходимо выстраивать бизнес-процессы, ориентированные на online-продажи: от CRM-систем и организации доставки до стратегии маркетингового продвижения”, – говорит Виктория Кинаш, директор по продажам ключевым клиентам и партнерам Яндекса.
Полная версия отчета “Диджитализация Fashion рынка. Российский Fashion рынок до и после 2020” содержит следующие разделы:
  1. Введение. Новая цифровая реальность. Векторы влияния на моду. 2. Аналитическое эссе FashionSnoops.
  2. Развитие fashion рынка в России. Прогноз на 2020-2021 гг.
  3. Характеристика российского рынка fashion e-commerce.
  4. Профиль и специфика спроса online аудитории. Аналитическое исследование Яндекс.
  5. Заключение. Трансформация рынка в период пандемии. Прогноз на 2021 г.
Посмотреть отчет целиком: ссылка.