Ekaterina Antre
12.05.2021В середине марта китайские потребители начали бойкотировать иностранные спортивные и fashion-бренды – H&M, Adidas, Nike, Uniqlo. Главной причиной стал их отказ использовать хлопок из Синьцзян-Уйгурского автономного района из-за предполагаемых нарушений прав человека в этом регионе. Аналитическая компания Morningstar решила подсчитать потери этих брендов на одной из крупнейших онлайн-площадок Китая Tmall (входит в Alibaba Group).
По информации vc.ru, в апреле продажи Adidas на платформе упали на 78% в годовом выражении, продажи Nike сократились на 59%, а Uniqlo – более чем на 20%. Для этих компаний Китай был одним из самых быстрорастущих рынков в последние годы, поэтому такое резкое падение продаж сильно ударило по их состоянию.
Одновременно китайцы начали раскупать вещи местных спортивных марок, рассказывает «Секрет фирмы». В частности, у Anta Sports продажи выросли на 59%, а Li Ning – на 92%. Больше всего от бойкота выиграла «дочка» Li Ning – компания China Lining, которая торгует модной одеждой премиум-класса – ее продажи взлетели сразу на 800%.
«Tmall в настоящее время является крупнейшим каналом продаж для многих брендов в материковом Китае. Кроме того, онлайн-магазин лучше всех показывает, что сейчас пользуется спросом», – цитирует «Секрет фирмы» аналитиков Bloomberg.
Однако даже массовая переориентация китайского потребителя на местных производителей не смогла спасти рынок от падения из-за отсутствия транснациональных конкурентов. По данным Morningstar, продажи спортивной одежды и обуви на Tmall в апреле в целом снизились на 11% год к году. Еще в октябре–декабре 2020 года они росли на 30%. По мнению экспертов, покупатели ждут окончания бойкота.
Как пишет Inc. Russia, в декабре 2020 года BBC опубликовала расследование о том, что Китай принуждает сотни тысяч представителей меньшинств, включая уйгуров, заниматься физическим трудом на хлопковых полях Синьцзяна. Многие fashion-компании, имеющие производственные цеха в КНР, выразили обеспокоенность ситуацией заявили об отказе закупать хлопок в этом регионе. Позже ЕС, Великобритания, США и Канада ввели санкции против Китая за нарушения в стране прав человека. В ответ на это Коммунистическая компания КНР призвала население бойкотировать продукцию брендов, решивших вступиться за уйгуров.