С начала 2024 года на российский рынок вышло более 40 новых брендов

На российский рынок продолжают активно выходить как новые иностранные, так и отечественные бренды: по данным Nikoliers, всего с начала 2024 года на рынок вышло 43 новых компании - 20 иностранных и 23 российских.

Несмотря на то, что российский сектор розничной торговли остается сильным, динамика выхода российских брендов на рынок в этом году несколько ослабла: за первые девять месяцев 2024 года рынок пополнился 23 новыми российскими брендами, еще 9 планируют запуск бизнеса до конца текущего года. Таким образом, по итогам года на рынок может выйти 32 новые российские торговые марки, что на 20% меньше, чем годом ранее. Одновременно с этим в текущем году ожидается, что количество новых иностранных брендов превысит результат прошлого года на 32% и составит 41 бренд.

По оценке Nikoliers, основной причиной несколько замедленного развития российских брендов является очень интенсивный уровень развития отечественного ритейла в прошлом году. Так, в 2023 году 25% от общего числа новых магазинов отечественных брендов было создано крупными российскими ритейлерами с многолетней историей на рынке, такими как Lamoda Sport, Just Clothes, IDOL, Askona Home и т.д. В 2024 году таких случаев будет меньше, и основные примеры Ready!Steady!Go!», Face Code, Salamander Store и другие. Еще одной важной причиной динамичного роста российского ритейла в прошлом году стали повторные открытия иностранных брендов в формате мультибрендовых магазинов. В структуре открытий новых магазинов в этом году только 13% составили новые бренды крупных ритейлеров, а большинство (87%) - новые независимые бренды, впервые выходящие на рынок.

В 2024 году национальные компании лидируют в открытии магазинов в таких категориях, как «одежда и обувь» (39%) и «спортивные товары» (17%). Nikoliers делает ставку на рост СТМ (собственных брендов). Сразу две торговые площадки - «Яндекс Маркет» (одежда Tame и Muted, товары для дома Pragma и корм для животных Lapsville) и Lamoda (мужская и женская одежда Mademan и Nume) - хотят запустить СТМ.

Российские бренды также продолжают расширять свою ассортиментную матрицу. Sokolov вышел в премиальный сегмент, открыв несколько магазинов Sokolov Premium, а fashion-оператор 12STOREEZ запустил капсульную коллекцию одежды и аксессуаров для домашних животных. Лето 2024 года также запомнится крупными слияниями и поглощениями. Так, бренд одежды Noun был приобретен фондом «ТилТех Капитал», принадлежащим основателям розничной сети «ВкусВилл», а ритейлер «Стокманн» в начале августа купил бизнес Hugo Boss в России.

Среди иностранных брендов наибольшую активность проявляют китайские бренды, на долю которых приходится 35 % от общего числа открытий магазинов, а на Турцию и Италию - по 15%. К концу года еще 21 иностранный бренд из Южной Кореи, Германии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Мексики, Франции, Финляндии, Испании, Италии, Беларуси, США и Турции объявили о своем выходе на рынок. При этом 61,8% новых брендов относятся к сегменту «одежда и обувь», по 9,5% - к сегментам «общественное питание» и «парфюмерия и косметика» и по 4,8 % - к сегментам «товары для дома», «продукты питания», «бытовая техника и электроника» и дисконт-магазины. Если раньше конкуренция была настолько жесткой, что компании из дружественных стран неохотно выходили на рынок, то теперь они видят возможность закрепиться на российском рынке.

Москва остается приоритетным регионом для создания новых компаний. По словам Nikoliers, к концу третьего квартала 2024 года 80% иностранных брендов начнут свое присутствие на российском рынке из столицы, 10% - из региональных городов, таких как Калининград, Пермь и Сочи, и еще 10% выбрали Санкт-Петербург для начала своей деятельности в России.

Источник фото: Nume