Возможности взаимодействия it- и fashion-индустрий на рынке Fashion Tech обсудили в Ульяновске

FASHION.RU

03.05.2019

27 апреля в Ульяновске прошел круглый стол «FashionNet: модная индустрия и современные технологии» в рамках кросс-программы Международной IT-конференции «Стачка 2019. Про будущее» и Ulyanovsk Fashion Week, при поддержке Фонда «Ульяновск – культурная столица». 

В обсуждении возможностей взаимодействия it- и fashion-индустрий на рынке fashion технологий, вовлеченности Ульяновской области в развитие направления Fashion Tech, реализации дорожной карты цифровизации легкой промышленности и индустрии моды, развития нового кластера РАЭК Fashion Tech, и перспектив отрасли в рамках Национальной технологической инициативы приняли участие:

  • Антон Алфер – президент Ассоциации Мода.РФ, председатель кластера РАЭК / Fashion Tech, председатель Комитета по цифровым технологиям Союзлегпрома;
  • Алиса Богатова – президент Ассоциации профессионалов легкой промышленности и дизайна Ульяновской области, продюсер Ulyanovsk Fashion Week;
  • Ирина Малова – дизайнер, креативный директор ателье «Kuzina» (Ульяновск), продюсер Ulyanovsk Fashion Week;
  • Татьяна Ившина – директор Фонда «Ульяновск – культурная столица»;
  • Федерико Сангалли – дизайнер (Милан, Италия);
  • Бин Чен – профессор Университета Дунхуа (Шанхай, Китай);
  • Сергей Ерофеев – директор департамента инновационного развития АНО «Агентство технологического развития Ульяновской области»;
  • Василий Журавский – руководитель общественной лаборатории Future Lab, технический директор компании «Ру Гаджет» (Ульяновск);
  • Сергей Вернигоренко – «Микита Кидс» (Ульяновск);
  • Анастасия Шлындова – директор Детского технического центра «Инженерка» (Ульяновск);
  • Денис Фомин – заместитель руководителя мультиканальной платформы «Модный Magazin».

Встреча началась с презентации Антона Алфера, которую можно свести к следующим тезисам:

  • Чтобы оцифровать индустрию моды, нужно оцифровать все процессы: от продукта до реализации (или даже дальше: от запроса рынка на проектируемый продукт до утилизации);
  • Необходимо создание реестра материалов и сырья и оцифровка данных населения с целью создания цифровых двойников, что связано с взаимодействием с государственными структурами;
  • Технических преград для внедрения цифровых двойников сегодня нет;
  • Преимущества перехода промышленности на новую парадигму 4.0: снижение издержек, увеличение оборотов, оптимизация всех процессов, сокращение затрат;
  • Среди уже существующих цифровых платформ в разных сегментах, есть место для платформенных решений в сегменте fashion;
  • Для fashion-индустрии цифровизация – единственный шанс, чтобы стать лидером в этом сегменте на международном рынке.

Проблемы отрасли легпрома и индустрии моды: слабые коммуникации среди участников индустрии; отсутствие стандартов; отсутствие экосистем; отсутствие сырьевой базы и кадров. В отношении it-сегмента, по словам спикера, все довольно хорошо: «Данные по 2018 году говорят, что цифровая экономика занимает 5,1% от ВВП, прирост по отношению к прошлому году – 11%. В сравнении с другими сферами, где наблюдается либо медленный рост, либо стагнация, цифровая экономика у нас непрерывно растет».

По словам Антона Алфера, дорожная карта, разработанная в рамках деятельности Комитета по цифровой экономике Союзлегпрома, показывает этапы, которые должны произойти, чтобы цифровизация состоялась. Без выполнения определённых шагов дальнейшее эффективное развитие невозможно. К примеру, реалистичная визуализация любой одежды на цифровом двойнике не возможна, если нет реестра сырья волокна и материалов. А такие «фишки», как электронные примерочные, должны встраиваться в большую экосистему.

«Я говорю про глобальные тренды, потому что мы должны интегрироваться в глобальные рынки вне зависимости от того, какие краткосрочные изменения конъюнктуры происходят. В рамках программы мероприятий кластера РАЭК мы планируем провести Fashion Tech хакатон. У вас в регионе я увидел огромный потенциал. Потому, что все решения в истории про цифровизацию, кто-то должен программировать руками. Здесь есть потенциал – разработчики. Потому что здесь их много, и с этим можно получить очень хорошую синергию», – отметил выступающий.

После презентации Антона Алфера Сергей Ерофеев, директор департамента инновационного развития АНО «Агентство технологического развития Ульяновской области», предложил площадку коворкинг-пространства «Точка кипения» и ресурсы АТР для дальнейшего взаимодействия и добавил: «НТИ является базовой программой в той логике, в которой развивается наше агентство». Также Сергей Ерофеев выразил интерес к проведению хакатона Fashion Tech, и к сотрудничеству в этом направления с РАЭК.

Сергей Вернигоренко, «Микита Кидс» (Ульяновск), отметил, что на собственной производственной площадке скорость роста в районе 70% в год по оборотам удалось выгодно задать только за счет запуска цифровизации внутри своего производства и в продажах. «Действительно, существующие уже сейчас технологии, позволяют легкой промышленности выстрелить очень сильно», – отмечает Сергей Вернигоренко. Участник круглого стола поддержал значимость объединения двух сфер и предложил возможности своего производства в качестве места и ресурса «для вытаскивания потенциала».

Василий Журавский, руководитель общественной лаборатории Future Lab, технический директор компании «Ру Гаджет» (Ульяновск): «Мы разрабатываем гаджеты – та самая 1/5 рынка Fashion Tech, носимая электроника. Мы занимаемся контрактной разработкой электроники. В структуре заказов, и российских и зарубежных, достаточно большое число стали занимать именно связанные с одеждой. Как первые ласточки, пошли заказы, которые несут какую-то практическую значимость. Они достаточно близки к fashion. Первое – это спорт. В спорте происходит то же самое, что обозначили сейчас в fashion, цифровизация. Спортивную одежду хотят модифицировать, чтобы спорт высоких достижений рос дальше. Второе направление – это профессиональные коммьюнити, строители, газовики, то есть области, где от спецодежды нужно получить преимущества. Всегда так было, что первыми были те, у кого есть деньги и конкретные запросы, следом за ним шел «масс-маркет». Видя преимущество в узких сегментах, появляются «инфлюенсеры», условно говоря, пытающиеся перенести это на «масс-маркет». Сейчас, на мой взгляд, тот момент, когда маленькие команды, маленькие «инфлюенсеры-одиночки», стали переносить технологии носимой электроники и встраиваемых вещей в массовую одежду. Не обязательно переносить туда компьютер или телефон и делать одежду гипер-дорогой, речь идет о микроизменениях, которые позволяют изменить нашу с вами жизнь, то есть сделать что-то более удобным, быстрым и т.д. И у меня посыл к дизайнерам и производствам: такие люди как я, инженеры, открыты к таким вещам, если у вас будут возникать задачи и идеи, можно коллаборироваться, устраивать мозговые штурмы и начинать двигаться в сторону решения задач. Мы можем делать умные вещи».

Василий также отметил, в Fashion Tech огромный спектр технологий, который никогда не закроет один разработчик. Находя команды, которые занимаются узкой специализацией (и которые на этом строят свои денежные процессы), можно встраиваться в их процессы, докидывая мелкие задачи и находить точки соприкосновения.

Антон Алфер: «У нас уже есть задачи для разработчиков, и один из наших интересов – найти команды, которым действительно интересно двигаться в этом направлении. По большому счету, со стороны легпрома, если двигаться по карте, мы видим, что не везде есть решения, чтобы экосистему достраивать, нужно инициировать разработку и внедрение этих решений с кем-то. Иногда это – долгосрочная стратегия, потому что не всегда понятно, когда произойдет монетизация. Некоторые задачи очень короткие и понятные, некоторые – очень длинные процессы, поэтому ищем интересантов в этом сегменте и думаем, что в формате хакатона некоторые задачи можно реализовать. У нас задача, как в таблице Менделеева, дособрать все пазлы, чтоб они начали друг с другом сосуществовать в одной экосистеме».

Итальянский дизайнер Федерико Сангалли рассказал о своем опыте. Его бренд Sangalli выпускает две линии: haute couture и pret-a-porter deluxe. В haute couture придерживаются старинных законов портновского искусства, даже используют швейные машинки с ножной педалью, которым больше 50 лет. В pret-a-porter экспериментируют с технологиями и промышленным производством. «Одно тесно связано с другим, работать с органзой я научился в ателье, вторая линия открыла инновации. Нам понадобилось два года, чтобы соединить одно с другим. Результат: утонченные led-платья. И следующая ступень, мой новый проект, интерьерный дизайн, так же совмещающий традиции и технологии». Федерико выразил свою поддержку инициативной группе, развивающей направление fashion tech в России, добавив, что в Италии сегодня очень тяжело пробиться новым поколениям дизайна из-за контролирующей роли Национальной палаты моды.

Анастасия Шландова, директор Детского технического центра «Инженерка» (Ульяновск), поддержала тему использования оптоволокна в одежде и рассказала о первом опыте создания детьми одежды со «светящимися» элементами. Модели были представлены на подиуме и Ulyanovsk Fashion Week. «Дети – это будущее наше. Дети живут в этих технологиях и для них это – гораздо проще, чем для нас».

Антон Алфер прокомментировал: «Работа с детьми – очень важное направление, новые кадры будут нужны в огромном количестве, парадигма меняется. Это – правильное направление». И отметил, что организаторы Ulyanovsk Fashion Week собрали за круглым столом две индустрии, которые давно должны были начать взаимодействовать.

Резюмируя, есть две площадки: комитет Союзлегпрома по цифровым технологиям и кластер Fashion Tech в РАЭК, куда могут обратиться представители fashion-индустрии и it-компании, соответственно. Рынок fashion технологий – новое перспективное направление для it-сферы.

Также, важно разделять определения: Fashion Tech – глобальный рынок технологий. FashionNet – частность, название потенциального рынка-кандидата в матрице НТИ.

Фотография предоставлена Фондом «Ульяновск – культурная столица».

Ирина Щелкунова, ИА «РИА Мода»