Расширение БРИКС. Новые возможности делового сотрудничества

В современном мире, где экономические и технологические изменения происходят с невероятной скоростью, ключевым аспектом становится сотрудничество и интеграция на международном уровне. Один из ярких примеров такого сотрудничества — расширение объединения БРИКС, которое теперь включает десять стран и охватывает значительную часть мирового населения и экономики. Это открывает новые возможности для экономического роста и развития, подчеркивая важность международного взаимодействия сферах торговли, логистики, финансов и технологий. К таким выводам пришли участники сессии «Расширение БРИКС. Новые возможности делового сотрудничества», которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Торговый оборот между странами БРИКС показывает значительный рост.

«Для нас БРИКС — это не только очень важная политическая площадка, это и ключевое для нас направление торговли. По данным нашей статистики, объем внешней торговли со странами объединения по итогам 2023 года, то есть еще до присоединения новых стран, увеличился в сравнении с 2022 годом почти на 28%. Экспорт вырос на 21%, импорт увеличился на 38%», — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Владимир Ильичев.

«Присоединение Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Ирана лишь усилит наш блок с политической и экономической точек зрения. На современном мировом рынке ВВП достигнет около 34% в ближайшее время. Египет присоединился к БРИКС в начале 2024 года, и это серьезно повлияло на развитие нашего блока. Египет за последние годы играет важную роль в развитии экономики Африки. И сотрудничество в рамках БРИКС поможет Египту достигнуть тех показателей экономического развития, которые запланированы на ближайшее будущее», — Министр планирования и экономического развития Арабской Республики Египет Хала Хельми Эль-Саид.

Страны БРИКС должны обеспечивать свою продовольственную безопасность
«В центре нашей повестки остается продовольственная безопасность стран-участниц БРИКС.  В Бразилии, России, Индии, Китае, ЮАР и в других странах БРИКС проживает, по сути, половина мирового населения, и при этом в них расположено лишь 27% обрабатываемых земель. Население этих стран будет увеличиваться ежегодно на горизонте до 2050 года. При этом размер сельскохозяйственных земель в годе остается тем же», — генеральный директор, член правления, член совета директоров ПАО «ФосАгро» Михаил Рыбников.

ПРОБЛЕМЫ
Аналитики констатируют логистические ограничения и чрезмерную сложность проведения торговых операций в рамках БРИКС .

«Вопрос, который мы уже обсуждаем с коллегами, — это наше взаимодействие в части обеспечения бесперебойной работы совместных цепочек поставок и производства. На сегодняшний день, к сожалению, взаимодействия стран БРИКС нет. Направлений, на наш взгляд, недостаточно, и нам нужно менять ситуацию, когда страны, их взаимодействие в части цепочек сосредоточены не со странами БРИКС, и в большей степени развивать такое взаимодействие уже внутри организации. Для этого мы предлагаем искать возможности для упрощения правил торговли», — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Владимир Ильичев.

«Приоритет транспортной и транспортно-логистической связности экономик наших стран — это основная задача не только перед железными дорогами, но и перед транспортными системами стран БРИКС. Сегодня у нас в объединении есть всё: ресурсы, полезные ископаемые, человеческие ресурсы, продукты питания, технологии. И мы всем этим должны пользоваться и обмениваться», — первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергей Павлов.

Кроме того, проблемой до сих пор сохраняется отсутствие судостроительных мощностей.

«В этом сообществе собрались страны, которые… способны создавать новые промышленные производства. Я как всегда за морскую отрасль, за то, чтобы на территории России, Китая, Индии создавались судостроительные производства, чтобы мы не имели ситуацию, что на территории стран БРИКС живет более половины населения планеты, в рамках БРИКС мы видим порядка 40-45% мировой торговли, а все эти перевозки осуществляют европейские, корейские, японские и тайваньские перевозчики», — председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев.

Необходимость усиления кооперации между госорганами и бизнесом стран БРИКС
«Мы видим необходимость в более плотной кооперации профильных органов государственной власти. Для анализа существующей грузовой базы и оценки перспектив развития готовы предлагать логистические решения для поддержания и увеличения растущего грузооборота», — президент FESCO Аркадий Коростелев.

«Мы поставили перед собой очень важную задачу: присоединить к нашему объединению коллег из тех стран, которые официально присоединились к объединению БРИКС в текущем году. Оказалось, что это достаточно деликатная работа, поскольку это государственные финансовые институты, им требуется согласование с органами власти. И вот на сегодняшний день мы имеем более-менее продвинутые отношения с точки зрения понимания алгоритма присоединения только, пожалуй, с представителями Египта и Объединенных Арабских Эмиратов», — старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак.


РЕШЕНИЯ

Внедрение технологий искусственного интеллекта в процессы БРИКС набирает обороты.

«Мы хотим в период нашего председательства выйти на договоренность по внедрению технологии искусственного интеллекта в привычные нам процессы. В частности, в формирование оптимизации торговых цепочек, анализа стоимости товаров, контрактов, упрощение коммуникации между контрагентами, инвестиционное консультирование. Мы считаем, что нам необходимо со странами БРИКС договариваться о совместных проектах именно в части использования искусственного интеллекта», — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Владимир Ильичев.

Создание транспортной подгруппы для повышения логистической связанности являются приоритетом БРИКС.

«Приняв решение о создании подгруппы по транспорту и логистике, мы руководствовались целесообразностью объединения транспортных игроков из разных стран в целях повышения логистической связанности стран объединения. И вот только запустив эту подгруппу, по откликам российских и зарубежных партнеров, мы увидели, насколько востребованным оказался формат взаимодействия», — первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергей Павлов.

Также страны-участники планируют создание ассоциации устойчивого развития стран БРИКС.

«Нам кажется, что такая ассоциация при участии всех стран — участниц БРИКС могла бы эффективно вести методологическую работу и способствовать реализации тех инициатив, договоренность по которым уже достигнута. Создание такой ассоциации согласовано с председателями рабочих групп делового совета БРИКС, получило поддержку зарубежных участников целевой подгруппы по устойчивому развитию. На текущий момент российской стороной подготовлен первый драфт соглашения о создании ассоциации. После его согласования со всеми странами объединения «Газпромбанк» просит рассмотреть возможность предусмотреть стартовое заседание ассоциации на полях делового форума БРИКС, который пройдет 17-18 октября текущего года в Москве. Мы уверены, что создание ассоциации станет знаковым событием российского года председательства в БРИКС и положит начало продуктивному сотрудничеству стран и продвижению национальных интересов в части устойчивого развития», — первый вице-президент АО «Газпромбанк» Екатерина Салугина-Сороковая.

*Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.