Торговые центры Москвы ждет масштабная трансформация

Торговые центры Москвы ждет масштабная трансформация

Торговые центры Москвы в ближайшие годы ожидает масштабная трансформация. Аналитики компании Knight Frank отмечают, что сейчас в реконструкции нуждаются около 60 ключевых торговых центров старше четырех лет, пишет РБК. В компании Cushman & Wakefield рассказали, что 75 столичных торговых центров были построены до 2010 года и сейчас морально устарели. Эти объекты не соответствуют запросам покупателей и арендаторов.

«До 2008 года проекты, где к дизайну привлекались опытные архитекторы, было единичными, да и у значительной части архитекторов не было достаточного опыта. С другой стороны, даже при наличии качественного дизайна экономия на генподрядчике приводила к тому, что запланированный дизайн было просто нельзя реализовать», — вспоминает региональный директор департамента стратегического консалтинга Colliers International Владислав Николаев.

По его словам, сейчас проводится масштабная реновация устаревших ТЦ. Обновляется не только дизайн, но и концепция. Объекты площадью до 20 тысяч кв. м сдаваемой площади переделывают в районные торговые центры. При ориентации на сервис и повседневные услуги объект может работать с устаревшим дизайном, отмечает эксперт. В таких объектах возможны отдельные элементы реконцепции.

ТЦ площадью свыше 60 тысяч кв. м сдаваемой площади до 2008 года возводились опытными застройщиками, у них качественный состав арендаторов и хорошая планировка. В таких объектах чаще всего обновляют дизайн интерьеров и постепенно меняют арендаторов.

Многие объекты площадью от 20 тысяч до 60 тысяч кв. м требуют структурных изменений, нового дизайна и современных планировочных решений.

Глава департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева рассказала, что современные посетители торговых центров приходят сюда не только за покупками, но и за эмоциональной составляющей, чтобы провести досуг. Торговые центры будут наполняться развлекательными зонами, зонами общественного питания. Здесь создаются лаундж-зон, места для проведения фестивалей, лекций, мастер-классов. Уделяется много внимания декорированию, освещению.

Реконцепция подразумевает также смену состава арендаторов, говорит глава департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Андрей Шувалов. Сейчас главными арендаторами становятся операторы качественного общепита. По мнению эксперта, будет усиливаться тренд по переходу от фастфуда к здоровому питанию. В торговых центрах будут размещать комбинации фуд-холла и ресторана с едой навынос. Будет расти интерес к традиционным кухням.